Главная страница  Новости 

 

В огне брода нет, или пожарный аудит. В круглом столе приняли участие Министр Российской Федерации

 

22 апреля в Москве прошел круглый стол на тему: «Эффективное взаимодействие МЧС России и бизнес-сообществ по вопросам обеспечения пожарной безопасности и внедрения системы независимой оценки рисков». В рамках мероприятия было подписано соглашение о сотрудничестве между МЧС и ОПОРОЙ РОССИИ.

 

В своем выступлении Сергей Шойгу отметил, что работа его министерства с предпринимателями направлена, в первую очередь, на обеспечение безопасности и создание необходимых условий для нормальной работы бизнесменов. Он сделал акцент на том, что на данный момент МЧС может закрыть любой объект, даже построенный по самым современным технологиям и отвечающий всем требованиям безопасности, что, по его мнению, неправильно. По словам С. Шойгу, помочь скоординировать работу бизнеса и государственного надзора должен федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с этим он подчеркнул, что проект закона был проверен на коррупционную емкость и она существенно ниже, чем сегодня, поэтому закон необходим не только МЧС, но и бизнесу.

 

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов, члены Президиума организации Андрей Андреев и Михаил Колесников, член Правления ОПОРЫ РОССИИ Евгений Аркуша, член Президиума НП «ОПОРА» Игорь Бухаров и другие.

 

В свою очередь, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов подчеркнул, что бизнесменов действительно беспокоят вопросы обеспечения безопасности предприятий, ведь от этого, в том числе, зависит их конкурентоспособность. Но существует и ряд проблем связанных с работой, например, государственного пожарного надзора. Он сказал, что проверки надзорными органами на первом этапе должны осуществляться с позиции консультирования, а не карательных мер. «В принципе, хотелось бы, чтобы отношение к собственности поменялось. Может, не стоит так регламентировать и регулировать частную собственность, а нужно минимизировать контроль?», задал вопрос президент ОПОРЫ и привел в пример предпринимателя из Краснодарского края, которому сначала выдали заключение, что его производственный объект соответствует нормам безопасности, а через полгода пришли с проверкой и выдали 52 предписания. На их основании на следующий же день суд принял решение о закрытии предприятия. Также президент ОПОРЫ отметил важность и заинтересованность общества в принятии федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и указал на его недоработки, которые могут создать существенные проблемы в правоприменительной практике на местах. Устранить их Сергей Борисов предложил общими усилиями экспертов ОПОРЫ и МЧС.

 

В связи с этим глава МЧС уделил особое внимание проблемам лицензирования и проведения независимых экспертиз предприятий. Сергей Шойгу обратил внимание предпринимателей на то, что в самом ближайшем будущем их ждут существенные изменения в области лицензирования. В частности, министр заявил, что МЧС «уходит от лицензирования взрывоопасных и пожароопасных объектов, так как в этой сфере происходит дублирования функций с Ростехнадзором». «Надеюсь, что в ближайшие месяцы Правительство России пойдет нам навстречу в этом вопросе», отметил он. Также, по словам главы МЧС, проведена работа по исключению лицензирования строительной деятельности и работ при проектировании объектов, в том числе сдачи объекта строительства. Помимо этого, С. Шойгу рассказал, что 21 апреля принято решение о том, что органы государственного пожарного надзора не будут больше лицензировать производство этилового спирта, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Министерство считает лицензирование некоторых видов деятельности, осуществляемое МЧС, избыточным и создающим дополнительное административное давление на предпринимателей. Однако, по данным МЧС, нагрузка велика также и на пожарных инспекторов, так как Министерство обслуживает 3 млн. 700 тыс. объектов, и получается, что более 200 приходится на одного инспектора. Поэтому в министерстве предлагают предпринимателям «механизм саморегулирования» - независимую оценку рисков. Такая оценка, по мнению экспертов, уже давно необходима и тем предпринимателям, которые беспокоятся об уровне безопасности своих предприятий. По словам Сергея Шойгу, МЧС уже готово передать право проводить большую часть экспертиз частным компаниям, однако, по его словам, на рынке сейчас нет полностью подготовленных к этому предприятий. «Для того, чтобы осуществлять экспертизу, компания должна иметь оборудованную лабораторию и быть сертифицированной международными организациями. А таких фирм сейчас на рынке просто нет», отметил министр.

 

В продолжение этой темы Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Геннадий Кириллов сообщил, что уже достаточно давно ведутся консультации с предпринимателями и в министерстве активно работает «горячая линия», куда можно обратиться и рассказать обо всех претензиях к работе МЧС России.

 

В ходе заседания Сергей Шойгу отметил, что у предпринимателей есть проблема в недостатке информации и, по его мнению, предприниматели должны знать, куда обращаться в случаях нарушения их прав. Он предложил бизнес-сообществу посодействовать министерству в информировании о проблемах в области государственного пожарного надзора. Глава МЧС также заверил, что, со своей стороны, министерство старается обеспечить полной информацией о возможностях обеспечения пожарной безопасности все заинтересованные стороны.

 

Проблемы государственного пожарного надзора и госконтроля со стороны МЧС в области общественного питания озвучил президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), член Президиума НП «ОПОРА» Игорь Бухаров.

 

В ходе дальнейшей дискуссии предприниматели поделились с министром своим взглядом на специфические отраслевые проблемы. В частности, Михаил Колесников затронул существующую проблему не очень качественного снабжения различных объектов электроэнергией, что негативно сказывается на обеспечении безопасности людей. Особенно, по мнению руководителя Комитета ОПОРЫ РОССИИ по энергетике, это важно в социально значимых учреждениях (школах, домах инвалидов, больницах и т.д.), поэтому, отметил он, влияние МЧС в этой сфере нужно сохранить.

 

Председатель Совета директоров завода «Тензор», член Президиума ОПОРЫ Андрей Андреев поделился своим мнением об ответственности за безопасность, которая должна быть возложена не на МЧС, а на предпринимателей, так как это в их интересах. По его мнению, ввиду того, что бизнесмены мало осведомлены о том, как именно лучше всего обеспечить пожарную безопасность. В связи с эти он предложил, прежде всего, предоставить им услугу, позволяющую выбирать способы защиты от пожара «и уже после этого вводить ответственность».

 

Вице-президент Российского топливного союза, член Правления ОПОРЫ РОССИИ Евгений Аркуша поднял на заседании тему чрезмерного регулирования в топливной сфере и необходимости четкого разделения полномочий между МЧС, Ростехнадзором и Росприроднадзором.

 

 

Что греха таить, у руководителей многих отечественных компаний визит на их предприятие государственного пожарного инспектора вызывает ассоциации со стихийным бедствием среднего масштаба. Однако и эксперимент МЧС по внедрению института частного пожарного аудита пока воспринимается ими не то чтобы в штыки, но крайне настороженно. Дабы убедить коммерсантов в целесообразности введения данной новации, руководство министерства организовало круглый стол с участием представителей бизнеса.

 

Суть нового подхода к «пожарным» проверкам состоит в следующем: предполагается, что в обязательном ведении Госпожнадзора останутся только крупные, причем особо опасные в пожарном смысле объекты, а также здания с массовым пребыванием людей (учебные заведения, детсады, больницы и т. п.). Предприятия же малого и среднего бизнеса, многие из которых боятся государственных проверяющих буквально как огня, смогут вызвать к себе независимого пожарного аудитора. Он за определенную плату обследует здание на предмет пожарной безопасности, укажет на недочеты и детально разъяснит, как их устранить. После того как владельцы помещений выполнят все его предписания, аудитор выдаст им свидетельство, подтверждающее, что с пожарной безопасностью все хорошо. Данный документ передается в Госпожнадзор и какое-то время (по уверению чиновников, примерно пять лет) служит своеобразной «индульгенцией». Если же предприниматели предпочли проигнорировать требования нанятого за свои деньги аудитора, то из «помощника» он автоматически превращается во врага, то есть сообщает о данном факте в Госпожнадзор. И вот тогда мало не покажется.

 

В пожарном порядке

 

 

О намерении передать львиную часть противопожарных проверок в ведение частных структур, имеющих соответствующую лицензию, глава Министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу заявил еще в июне 2006 года на встрече с президентом Владимиром Путиным. В качестве главных целей данного мероприятия позиционировались устранение административных барьеров, снижение давления на бизнес и исключение из проверочного процесса «коррупционной составляющей». В виде бонуса – снижение нагрузки на самих представителей Госпожнадзора. Президент дал добро. Полномасштабный запуск новации планировалось осуществить уже в 2007 году, однако пока речь идет лишь о некоем эксперименте, проводящемся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Хакасии и Удмуртии.

 

Открывая встречу с предпринимателями, Шойгу назвал основную причину такой проволочки: бизнес фактически саботирует принятие документа под названием «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработанного еще три года назад и призванного заложить основы для внедрения в стране независимой оценки пожарных рисков. Как отметил министр, принятие Госдумой проекта в третьем чтении недавно было в очередной раз отложено именно из-за давления со стороны предпринимателей. «У нас тоже руки могут опуститься, и мы больше не сможем ни толкать, ни пробивать этот закон. До бесконечности наши согласования продолжаться не могут», – посетовал Шойгу. При этом он подчеркнул, что документ крайне необходим как МЧС, так и предпринимателям, поскольку позволяет кардинально изменить взаимоотношения проверяющих и проверяемых в лучшую сторону, в разы снижает уровень коррупции и учит коммерсантов более ответственно относиться к собственной безопасности. «Бизнесу придется научиться самому отвечать за сохранность собственного имущества и своих людей, и руководители предприятий должны быть заинтересованы в привлечении наиболее квалифицированных аудиторов», – отметил главный спасатель страны.

 

Под знаком красного петуха

 

 

Описав все прелести предлагаемого нововведения, докладчик пожаловался на то, что сегодня под контролем МЧС находится 3 миллиона 700 тысяч объектов, которые обслуживают лишь 15 тысяч инспекторов (вместо свыше 20 тысяч, положенных по штату), то есть было подчеркнуто, что справиться с такой нагрузкой просто физически невозможно. Новый механизм надзора, по его словам, позволит разгрузить огнеборцев и улучшить качество проверок: под контролем госструктур в этом случае останется всего лишь около 400 тысяч предприятий. Завершая выступление, «чрезвычайный министр» призвал бизнесменов более активно сотрудничать с МЧС в области повышения пожарной безопасности – к примеру, заняться производством беспроводных пожарных систем, сигнал которых сразу передается на пульт оперативного дежурного (сейчас они закупаются в Канаде и США).

 

После этого настал черед высказаться представителям бизнеса. Начали осторожно. Так, президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов сообщил, что по его данным количество предпринимателей, оценивающих деятельность пожнадзора негативно, не так уж и велико – всего-то около 11 процентов. Зато злоупотреблений, связанных с частным аудитом, боятся многие. Главное опасение предпринимателей – страх получить на свою шею частных пожарных инспекторов, которые окажутся вовсе не такими «независимыми», как обещалось. Ведь в аудиторских компаниях будут работать и люди, ранее служившие в Госпожнадзоре. «Закон должен защищать честного и ответственного предпринимателя, а не ловкача. Сейчас предписания пожарного инспектора порой служат оружием конкурентной борьбы. Нам следует построить цивилизованный рынок аудита и экспертизы – именно как рынок услуг. У нас этого пока не получается», – отметил глава «ОПОРЫ».

 

Из огня да в полымя

 

Разошлись, впрочем, мирно. По итогам круглого стола стороны подписали меморандум о сотрудничестве и выразили надежду на активное продолжение взаимного диалога с целью доработки «противопожарной» нормативной базы.

 

Другие участники дискуссии отмечали, что до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, какими будут требования аудиторов (а вдруг проверяющий потребует установить в офисе такую противопожарную сигнализацию, на которую у фирмы просто не хватит средств?). Неизвестно также, какими будут ставки аудиторских гонораров. Никто не застрахован и от того, что руководители проверяемых объектов станут просто-напросто договариваться с аудиторами о том, чтобы им выдали положительное заключение. То есть об окончательном уходе «коррупционной составляющей» тоже говорить не приходится. В общем, при малейшем сбое нововведение может открыть большие возможности для мздоимства и притеснения предпринимателей.

 


 

В иркутской области на создание субъектовой пожарной охраны в 2008 – 2010 годах планируется затратить 3,6 млрд. руб.. В казани открылись xix всероссийские соревнования по пожарно-прикладному спорту. Рекламщики призвали спасателей. гу мчс подозревают в незаконной установке рекламной конструкции. Пожаров в ивановской области в 2008 году стало меньше, чем в 2007, а ущерб от них - больше. «я и пожарная безопасность».

 

Главная страница  Новости 

0.0171