Главная страница Новости
Оренбургские спасатели прогнозируют 24 утечки химически опасных веществ. Все, наверное, помнят трагическое землетрясение в Армении, произошедшее в начале декабря 1988 года и унесшее жизни десятков тысяч людей. Однако мало кто даже в Азербайджане знает сегодня еще об одной трагедии, связанной с этим стихийным бедствием. Речь идет о гибели самолета с более 80 азербайджанцами, посланными в разрушенный Кировакан (ныне Ванадзор) оказывать помощь пострадавшим, сообщает газета «Эхо» (Азербайджан). Рассказать эксклюзивно "Эхо" о подробностях этой истории согласилась Тамилла Зейналова, зампредседателя азербайджанского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи. На протяжении многих лет она по крупицам собирала сведения о том происшествии. "Наступает 2008 год, - начала она, - когда мы будем отмечать 20-летие тех событий. Но я хочу, чтобы начиная уже с нынешнего декабря в течение года общественность узнавала, читала о деталях того, что тогда случилось. Потому что, может быть, в этом случае к декабрю 2008 года нашим погибшим согражданам установят какой-нибудь памятник. 7 декабря 1988 года в Армении произошло разрушительное землетрясение, погибли около 25 тысяч человек. К тому времени уже развивались проблемы вокруг Нагорного Карабаха, а ближе к концу года началось массовое изгнание азербайджанцев из Армении. Противостояние уже началось. И когда случилось землетрясение, не пострадал ни один азербайджанец - их там уже не было. Тогда мы жили в едином государстве, и весть о трагедии всколыхнула всю страну. Армения была окружена вниманием и заботой союзного правительства, туда вылетел Горбачев с супругой и все руководство. Азербайджан сразу же начал оказывать помощь Армении, отсюда туда шли караваны - бензин, техника, краны. Народ тогда большей частью задавался вопросом - зачем мы все это делаем, если армяне помощи от нас не хотят. Очевидцы рассказывали, например, что топливо наше армяне принимали, а вот когда поступали канистры с консервированной кровью, они их открывали и сливали. Хотя вовсе не обязательно, что это была кровь азербайджанцев". И на фоне всего этого Бинагадинский районный военный комиссариат объявил о призыве на военные сборы для молодых людей, которые уже прошли армию, рассказывает Т.Зейналова. "Причем происходило это очень срочно, людей будили прямо ночью. Собрали молодых мужчин в военкомате. Их было человек 8 А вообще формировали полк. 7-8 декабря их держали там. А затем 9-го отвезли на аэродром и посадив в грузовой самолет Ил-76, в котором были и грузы, включая машины. Экипаж самолета в 7-8 человек состоял из русских летчиков из Рязани, Ил-76 прилетел в Баку оттуда. Был еще один такой же самолет, куда в тот же день, но позже загрузили других призванных, и он вылетел следом. Когда первый самолет подлетал к Кировакану, как рассказал единственный уцелевший в той катастрофе, призванный на сборы Фахреддин Пашаев, на заходе на посадку вдруг раздался взрыв. Самолет буквально разорвало на несколько частей. Пашаеву повезло, что он и еще несколько ребят позже других сели в самолет, и им не нашлось сидячих мест. Тогда они забрались в кузов одной из машин, и даже задремали там на вещах. Их было трое. Ф.Пашаев говорит, что это его и спасло. Машина каким-то образом самортизировала при ударе о землю, и их выбросило из кузова. От удара у Пашаева был перебит позвоночник, но находясь в шоковом состоянии, он пробежал очень большое расстояние. По прошлому армейскому опыту он знал, что у рухнувшего самолета может еще взорваться какой-нибудь уцелевший бензобак. Он добежал до какого-то валуна и лег за ним. После этого действительно раздался еще один взрыв". Причины происшедшего остались нерасследованными, отмечает Зейналова. "Тогдашнему СССР это было неинтересно, Армения вообще на это плевать хотела. Все списали на погодные условия. Однако потом наши юристы подняли метеосводки и выяснили, что 9 декабря была прекрасная видимость. О гору самолет удариться не мог, поскольку вокруг Кировакана их вообще нет, есть лишь небольшие гладкие холмы. То же самое говорит и Пашаев. И тогда наши пришли к выводу, что самолет был сбит с земли. Потому что то, что самолет летел из Баку, армяне однозначно знали. Интересно, что незадолго до этого, на том же самом месте разбился югославский самолет с помощью. И расследование наших юристов показало, что самолет из Югославии делал посадку в одном из аэропортов Турции, поднялся оттуда. Возможно, кто-то подумал, что летит турецкий самолет, и его тоже уничтожили. Никто тогда в этом не разбирался". Пашаев некоторое время пролежал за валуном, затем услышал, что приближаются какие-то люди, говорящие на армянском. Он решил не звать их на помощь и не подавать признаков жизни. Те ушли. "Пашаев предполагает, что могли выжить и двое других ребят, бывших с ним в кузове. Возможно, они двинулись в расположенное неподалеку от места падения село. Однако сам Пашаев решил туда не ходить. Он лежал, периодически теряя сознание, и в это время в аэропорту приземлился второй самолет из Баку. В газетах тогда писали, что люди со второго самолета прибежали к месту падения и живым обнаружили только Пашаева. Его поместили в больницу в Кировакане, где царила жуткая атмосфера. Очнувшись, молодой человек увидел, что лежит в женской палате. Он не мог ничего понять, к нему подошел врач-русский и тихо сказал, ты, мол, спокойно лежи, мы потом переправим тебя в Москву. Его спрятали. Но он слышал шум, крики за окнами. Выяснилось, что больницу окружила толпа, которая требовала выдачи "турка". Между прочим, у армян тогда бытовала даже такая версия, будто это было вовсе не землетрясение, а какой-то подземный взрыв специально устроенный Турцией. Такой идиотизм тоже был. Там в больнице был еще один врач-азербайджанец, которого тоже мобилизовали и направили в Кировакан. Он подошел к Пашаеву и сообщил, что рассказал всем будто он лезгин, и потому его не трогают. Через день-два Пашаева отправили в Москву. Там он лечился в клинике им.Бурденко, но все-таки остался инвалидом, ходил с палочкой". И что самое интересное, отмечает Зейналова, после возвращения Фахреддин Пашаев вдруг замолчал. "В "Комсомольской правде" опубликовали дутую статью про него, в которой говорилось, что его спасли местные армянские крестьяне, что они несли его на руках. Видимо, Пашаеву было жестко внушено молчать. Тогда в СМИ страны усиленно создавался негатив об Азербайджане. Официально руководство СССР выразило соболезнования правительству АзССР в связи с гибелью самолета "с интернациональной командой". Хотя среди погибших были только один русский и один армянин - оба из Баку, все остальные были азербайджанцы, за исключением экипажа. А наше правительство проявило замешательство - два дня оно думало, что делать, и объявило о трагедии с самолетом только 11 декабря. Прибыли останки в гробах, это были какие- то фрагменты тел. На местах работы этих ребят проходили митинги, люди спрашивали - за что они погибли. Ужасно также, что наш Совет министров АзССР в справках, которые выдал родителям погибших, квалифицировал причину их смерти как "гибель в результате несчастного случая на производстве". Это тоже вызвало большое возмущение общественности. Семьям погибших определили какие-то мелкие пенсии, хотя у 9 жертв после их гибели родились дети. Тогда главой правительства был Муталибов, мы создали большой прессинг, и он пошел на попятную - семьи погибших были приравнены к семьям ветеранов войны. У них появились небольшие льготы, пайки, телефоны им начали ставить вне очереди. Вот чего добилась общественность". "Спустя только много лет Фахреддин Пашаев решил рассказать правду о том, что он сам видел. И сейчас, - считает Т.Зейналова, - пришло время, когда наше правительство должно рассказать народу всю правду о том, что тогда произошло, со всеми предположениями и вариантами. Никто не говорит об отмщении. Но я бываю часто на международных конференциях, и как-то на одном семинаре в Школе Кеннеди в США как раз 7 декабря я напомнила армянским делегатам, что это дата землетрясения. А потом спросила, что они знают о падении самолета с азербайджанцами через 2 дня. И все армяне сказали, что впервые в жизни об этом слышат. Хотя все они знают о югославском самолете, говорили, что на месте его падения до сих пор стоит обелиск. Между прочим, после падения нашего самолета, по приказу из Москвы, на этом месте армяне поставили стелу, на которой написали - "Воинам, погибшим в авиакатастрофе". Но там не было слов "азербайджанцы" и "Баку". Снимок этого памятника был опубликован тогда в газете "Голос Армении". А со временем этот памятник был уничтожен". Сейчас лишь на проспекте Нобеля, на бульварчике, недалеко от памятника Хатаи, стоит камень, который тогда же притащили и установили там семьи жертв. "Такой небольшой мраморный камень, с надписью, что это в память о погибших на таком-то самолете. Он был установлен решением Бинагадинского райкома, но тогда власти говорили, что это временный памятник. Потом об этом все забыли, кроме родственников, которые ходят туда ежегодно в декабре. Некоторые ходят еще к Бинагадинскому военкомату, к камню, на который нанесены имена погибших. Но выглядит все это очень непритязательно. Грядет 20-летие этого события, и наверное, руководство Азербайджана должно бы установить хотя бы один приличный памятник ради тех невинных жертв", - заключила Т.Зейналова. Предполагаемое количество чрезвычайных ситуаций, связанных с утечкой химических опасных веществ, - 24 случая. До восьми аварий возможно на объектах жизнеобеспечения. Наибольшее количество природных ЧС ожидается в Оренбургском, Бузулукском и Бугурусланском районах. Из природных опасностей наиболее вероятны пожары лесных, степных и хлебных массивов, дожди с градом и сильные ветра. Наибольшая частота возникновения лесных пожаров характерна для Беляевского, Илекского, Кувандыкского, Кваркенского, Новоорского и Оренбургского районов. По оценке спасателей, средняя площадь лесного пожара составит до 10 га. Прогнозируемое количество стихийных явлений в оренбургском крае составит: лесных пожаров - до 3 случаев, крупных пожаров степных и хлебных массивов - до 3 случаев, дождей с градом - максимум 7 случаев, ураганных ветров - 5 случаев и сильных метелей - до 2 случаев. Согласно прогнозу ГУ МЧС РФ по Оренбургской области, в 2008 году в регионе возможны восемь локальных аварий с выбросом углеводородного сырья и две аварии - на муниципальном уровне. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Оренбургской области. На территории Оренбургской области расположено 210 потенциально опасных объектов. Из них 62 - химически опасных, 173 - взрывоопасных, 11 - гидротехнических сооружений и 31 объект жизнеобеспечения. Справка ИА REGNUM:
В подмосковье сгорел строительный вагончик, погибли четыре человека. Вверх без лестницы. у пожарных команд области до сих пор нет специального оборудования для спасения жителей высоток. Мчс проведет учения. В порхове, в рамках совместной акции мчс и псковэнерго, школьники представили плакаты на тему пожарной и электробезопасности. В чите пожарным вручили легковые автомобили. Главная страница Новости 0.0677 |