Главная страница  Новости 

 

Интернет-интервью с с.и. кругликом, руководителем федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: "государственное регулирование в строительной деятельности". Для Челябинской области новый кран обойдется в 60 миллионов рублей. Новую технику передадут пожарным частям столицы Южного Урала. Пока в городе для тушения пожаров в высотках используется две автолестницы по 50 метров и четыре крана по тридцать метров. Новый подъемник позволит огнеборцам тушить пожары на высоте 26-го этажа. В МЧС давно ждали такого подарка. Ведь только в следующем году в Челябинске должно появиться еще около 17 новых высотных зданий.

 

В следующем году в Челябинске появится самый крупный в регионе подъемник для тушения пожаров в высотных зданиях. Кран высотой 78 метров изготовят в Финляндии. Как сообщила заместитель министра по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Светлана Костина, было предложение заказать технику в Китае, но их продукция считается не самой надежной, поэтому выбор остановили на финской компании. Их подъемники признаны самыми лучшими в мире и давно используются в Москве и других городах России.

 

Тема интервью: "Государственное регулирование в строительной деятельности".

 

В октябре состоялось интервью с заместителем министра регионального развития Российской Федерации С.И. Кругликом, который возглавлял с 2005 года по октябрь 2007 года Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Росстрой отвечает за реализацию государственной политики в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. В процессе подготовки к проведению данного интервью Сергей Иванович был назначен Правительством РФ заместителем министра регионального развития Российской Федерации, где он курирует вопросы регулирования градостроительной деятельности и жилищной политики.

 

КонсультантПлюс: Строительная отрасль сегодня бурно развивается. Какие основные проблемы волнуют специалистов, работающих в этой отрасли?

 

В ходе интервью Сергею Ивановичу Круглику корреспондентом компании "Консультант Плюс" были заданы вопросы, касающиеся актуальных проблем обеспечения безопасности строительной отрасли, реформирования ЖКХ, лицензирования строительной деятельности и стратегии развития городов. Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

 

Вторая проблема, которая существует в строительной отрасли, – земельные отношения. В 2004 году мы решили, что с 1 октября 2005 года земли строительного назначения будут реализовываться через аукционную систему. В разных субъектах этот процесс идет по-разному: в тех регионах и городах, где процедура уже отработана, как, например, в Калининградской области, где практически второй год все участки земли идут через аукционную систему, ситуация складывается хорошо. Или в том же Хабаровске, где уже много лет такой отлаженный механизм существует. Но в большинстве субъектов процесс реализации земли посредством аукциона идет крайне сложно. Решить эту проблему можно. Например, предварительно выработать правила землепользования и застройки, провести ряд градостроительных работ. Так, в каждой части города определяются зоны, где можно заниматься промышленным строительством или возводить офисные или жилые здания. И только после этого можно эту землю продавать. Лучше, если при этом будут градостроительные ограничения – по этажности и т.д. Тогда станет ясно, для каких целей эта земля покупается. Надо вести долгосрочную градостроительную политику, которая выражена в формировании генерального плана и именно таких схем, как схема развития, допустим, коммунальной инфраструктуры, которая рассчитана на 20 - 25 лет, и которая каждый год закладывается в бюджетную, в тарифную политику. В Советском Союзе во всех городах были генеральные планы. Дело в том, что любой генеральный план – это перспектива на 20 - 25 лет. Но это время уже истекло. А генеральный план как раз и учитывает развитие города. В принципе, то, о чем я говорю, зонирование, - все это было и в Советском Союзе: были промышленные зоны, жилые, административные. Вся новизна территориального планирования заключается в том, что сейчас нужно это все обновить - обновить с рыночной точки зрения. Должна быть система развития коммунальной инфраструктуры. Это значит, что перед тем, как строить какой-либо объект или микрорайон, должна быть продумана его коммунальная составляющая – водо-, энергообеспечение и т.д. То есть вы должны знать, что вот этот конкретный водопровод должен прийти именно в эту часть города к такому-то объекту, чтобы еще перед началом его строительства было понимание, что воды хватит. А для этого власти нужно вести такую тарифную политику, которую можно четко объяснить потребителю. Сегодня такая работа еще не носит системный характер, но во многих городах все-таки уже делаются достаточно серьезные попытки в этом направлении.

 

Сергей Иванович: На самом деле их много. Но основные – это доступ к земле, т.е. отсутствие градостроительных решений на этой земле и техническое регулирование. Эти проблемы сегодня являются достаточно серьезным замедляющим фактором в строительстве. С одной стороны, это отсутствие технических регламентов и связанных с этим строительных норм и правил, которые пять лет назад прекратили свое существование. Эти нормы действовали только лишь в части, которая не противоречит Закону о техническом регулировании, поскольку за пять лет строительная отрасль достаточно далеко ушла вперед в техническом отношении. К примеру, мы раньше в стране почти не строили технически опасные и уникальные объекты – это некоторые серии высотных жилых домов, вантовые мосты, другие объекты, проекты которых сегодня даже проектировщику сложно сделать. Но если даже проектировщики по неким другим нормам берутся их делать, то экспертизу таких проектов провести практически невозможно, хотя она и обязательна на федеральном уровне. Хотя многие специалисты признают, что советская система технического регулирования была одной из лучших в мире. Поэтому я думаю, что о ней не стоит забывать, к ней нужно вернуться и трансформировать с учетом рыночных условий. Это достаточно серьезно повлияет на качество выполняемых строительных работ. Уже сейчас ведется работа в этом направлении. В ближайшие месяцы мы определимся с подходом к системе безопасности в строительстве. Со следующей недели начнем публичное обсуждение первого технического регламента, который будет утвержден законодательно. Он будет касаться безопасности в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. После принятия этого первого техрегламента будем утверждать постановлениями Правительства специальные технические регламенты, связанные с мостами, с высотными зданиями, и по типам и видам строительства - линейным сооружениям и так далее. Различные СНиПы также будут являться составной частью системы технического регулирования. Их существует где-то около 76 Сейчас мы проводим анализ всей существующей базы. Из них по нашим подсчетам где-то порядка 140 будет выбрано и откорректировано. Именно они и будут являться логическим продолжением тех специальных законов, которые будут приниматься по тем или иным видам объектов строительства.

 

КонсультантПлюс: У нас как раз есть вопрос из Екатеринбурга на эту тему: "Когда законодательно пропишут процедуру согласования предоставления застройщикам возможности строительства инженерных коммуникаций и сделают эту процедуру доступной с указанием сроков, в которые муниципалитет должен принять решение об этом, и указанием на финансовый механизм этой операции? Может, имеет смысл предоставить застройщикам какие-либо государственные льготы и гарантии в отношении этого вопроса, ведь именно это в первую очередь является препятствием для освоения новых земельных участков и увеличивает многократно стоимость жилья?"

 

При таком подходе, при отлаженном механизме зонирования, снимается проблема "точечных застроек". И тогда не будет стоять высотка рядом с трех-, четырехэтажными зданиями. Сейчас уже понастроили и еще понастроят такого, что грустно потом будет всем. Цены на землю бешеные, на рынке спрос большой, и чем больше бизнесмен получит с квадратного метра земли, тем ему выгоднее. А генплан обеспечивает с законодательной точки зрения как дальнейшую нормальную деятельность градостроительства, так и вообще жизнеобеспечение всего города.

 

Дело в том, что все эти льготы были заложены еще в Советском Союзе. Сейчас же у нас рыночная экономика. Сегодня на рынке есть какие-то преференции, но они создаются для тех граждан, которые не могут участвовать в рыночных отношениях, и никоим образом не для участников самого рынка, не для предпринимателей, потому что все должны быть равны, иначе мы опять нарушим баланс.

 

С.И.: Могу ответить, что на самом деле здесь не может быть никаких льгот и гарантий. Я повторяю, здесь самое главное - отработать процедуру, по которой на аукцион выставляется земля по определенной цене, под определенные задачи, с определенными нагрузками. И необходимо учесть при этом, есть ли на границе данного участка столько-то мощности электроэнергии или столько-то воды, столько-то тепла. Если тепла нет, но есть газ, тогда должны сделать автономное тепло.

 

КонсультантПлюс: Стоит ли вносить изменения в Градостроительный кодекс для того, чтобы решить обозначенные проблемы?

 

Но если иностранные подрядные организации займут большую долю нашего строительного рынка – вот этого бы не хотелось допустить. Инвесторы – пожалуйста. Президент отметил недавно, отвечая на вопросы, заданные в Интернете, что рост внутреннего валового продукта в России произошел не только за счет нефти и нефтепереработки, но и за счет строительства, которое он поставил на первое место. Так что система строительства и связанные с ней отрасли могут действительно стать серьезным стимулом для роста экономики, что сегодня и происходит. А запустив на рынок большое количество зарубежных компаний, мы рискуем потерять многое на наших локальных рынках, поскольку прибыль будет осаждаться не у нас. У нас в стране осваивается сейчас большое количество территорий, где будет разворачиваться строительство городов. Отработано 22 проекта, которые будут осуществляться либо на землях сельхозугодий, либо уже на используемых землях, причем это проекты масштабом от трех-пяти миллионов квадратных метров до миллиона, не менее. Очень масштабные проекты. Будут строиться целые города-спутники в Подмосковье, под Екатеринбургом, под Кемерово, во многих других местах. Строительство уже начинает отходить дальше от центра.

 

КонсультантПлюс: Многие сейчас озадачены вопросом, насколько целесообразным и эффективным окажется одномоментный перевод строительной отрасли на основы саморегулирования? Каким образом отрасль, переводимая на рельсы саморегулирования, сможет избежать дальнейшей монополизации, сохранить открытость и прозрачность?

 

С.И.: Понимаете, Градостроительный кодекс очень взвешенно прописан. Когда в 2004 году он был принят и в декабре его подписал Президент России, мы буквально уже в январе обсуждали это в Государственной Думе с фракцией "Единая Россия" и договорились, что тот жилищный пакет, куда вошел и Градостроительный кодекс, не трогать два года. Вначале отработать, выработать систему, что нужно улучшить, а потом уже хорошо продумать и внести изменения. Десятки поправок, которые все кому ни лень пытаются внести в Градостроительный кодекс, мы уже вылавливали и выбрасывали. У нас всегда винят закон, жизнь, только не собственное безделье. А на самом деле нужно всем просто заниматься реализацией закона и выстраивать свои действия в соответствии с ним. И все было бы уже по-другому. Это касается продажи земли, бесплатной приватизации. Кроме того, что теряем социальный жилищный фонд, ничего не получаем. А почему? Потому что не смогли в крупных городах наладить систему приватизации, чтобы дать людям возможность приватизировать свою жилплощадь. Вместо этого пытаемся внести поправки в закон. И так практически по каждому моменту. Либо федеральная власть что-то не сделала, либо региональная, либо муниципальная. Проблема не в законе, а в людях, в их желании работать.

 

КонсультантПлюс: Сергей Иванович, давайте перейдем к вопросам, касающимся СНиПов.

 

С.И.: Вопрос достаточно серьезный, профессиональный. Мы тоже, скажем так, колеблемся, потому что есть два варианта законов по саморегулируемым организациям, в частности в строительстве. И сегодня нам просто страшно отдавать вопросы регулирования на рынок. То есть мы, с одной стороны, хотим, чтобы действительно профессиональное сообщество отвечало и само внутри занималось саморегуляцией этого процесса. А с другой стороны, мы в последнее время имеем печальный опыт того, что любые такие новации фактически проваливаются, становятся даже более неприглядными, нежели чем когда регулирование строительства находится у государства. Все это и вызывает некоторые сомнения. Вряд ли сознательные застройщики смогут отвечать за допущенные нарушения на рынке, за своих членов, которые что-то нарушат, и отвечать не просто морально, а материально. Ситуацию надо оценить с разных позиций. Может быть, стоит применить сегодня некие другие инструменты, такие как страхование рисков и тому подобное. Посмотрите, что получилось с дольщиками. О какой тут можно говорить саморегуляции? Лучше отдать сейчас предпочтение страхованию. Потому что это все-таки внутри, так скажем внутрисистемный процесс, который, в общем-то, не отразится на ценах, поскольку на них влияет больше спрос, нежели чем два-три процента страховки, заложенной в стоимость объекта. Здесь уже другая мера ответственности, потому что появляется действительно согарант в этой системе, такой как страховые компании, банковский бизнес. В целом дискуссия еще не закрыта, и мы ее будем продолжать.

 


 

Дорожные соревнования пожарных команд прошли на горьковской железной дороге. Акция протеста пожарных не была согласована с мэрией. сотрудники госпожслужбы протестовали против снижения заработной платы. Калининградские пожарные будут получать зарплату из федерального бюджета. В ярославле открылась первая в россии муниципальная пожарная часть. "предвидело ли мчс бунт калининградских пожарных?": открытое письмо в иа regnum.

 

Главная страница  Новости 

0.0493