Главная страница  Новости 

 

Вертолет александра лебедя «добили» уже на земле. На встрече с журналистами будут освещены основные противопожарные проблемы в весенне-летний период и ключевые направления работы Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России в 2006 году. На пресс-конференции будут также представлены новые статистические данные по пожарам в России.

 

28 апреля, в пятницу, в 12:30, в Москве пройдет пресс-конференция начальника Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России, генерал-лейтенанта внутренней службы Михаила Верзилина, посвященная Дню пожарной охраны России, который отмечается 30 апреля.

 

28 апреля 2002 года он был там, где и большинство шушенских, абаканских и минусинских спасателей, - в Саянах, на Буйбинском перевале. Через пару часов после катастрофы он участвовал в осмотре места, где рухнул на землю губернаторский вертолет.

 

Исполнилось четыре года со дня гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя в нелепой авиакатастрофе, на месте которой одним из первых оказался спасатель отряда МЧС России Владимир Малай.

 

«Когда ехали к Саянам, погода была ясной и солнечной, видимость – прекрасная, - рассказывает Владимир. - Туман появился за три-четыре километра до "полочки" – бетонной крыши на лавиноопасном участке. Горнолыжная трасса, куда летел Лебедь в сопровождении журналистов, - почти сразу за нею, километрах в двух. Вертолёт перелетел "полочку" и удалился от нее всего на несколько сотен метров.

 

В тот день было ясно и солнечно

 

Как рассказывает Владимир, члены комиссии, осматривавшие вертолёт, по сохранившимся приборам установили, что скорость, с которой летчики летели в сложных метеоусловиях, была предельно низкой. Они сумели миновать злополучную линию электропередач - она осталась целой и невредимой. Но стальной трос грозозащиты (он, кстати, также остался неповреждённым), который всего на несколько метров выше силовых линий, как серпом срезал лопасти вертолёта. После чего тот стал неуправляемым и рухнул в снег.

 

Лететь в тумане до посадки предстояло всего ничего. Повернуть назад, когда до места приземления рукой подать, решится не каждый. Тем более, что отступать было не в правилах боевого генерала. И вертолёт продолжал лететь» ...

 

Один из водителей "КАМАЗа", ехавший в сторону Кызыла, видел, как падал вертолет губернатора.

 

В момент падения, как установила комиссия, двигатели продолжали работать.

 

Спасателей было много, но все они опоздали. Вертолёт упал всего в 50 метрах от полотна дороги Абакан-Кызыл. Поэтому на месте трагедии сразу оказалось много людей. Водители автомашин, многочисленные гости, прибывшие на лыжный праздник в Саянах, – все они кинулись к разбившемуся вертолету, вытащили из сплюснутой от удара машины еще живых людей и тут же отправили их в больницы.

 

Первым из вертолета выбрался подросток

 

Очевидцы рассказывают, что один из пассажиров, судя по возрасту, подросток, сам выскочил из вертолёта и кинулся бежать в горы. Видно, от шока. Говорят, что это был сын одного из высокопоставленных чиновников края.

 

Один из гостей праздника из Минусинска оказался бывшим спасателем: он помог вытащить пострадавших из вертолёта.

 

В салоне нашли большой окровавленный нож - видимо, на него попала кровь одного из пассажиров. В обойме пистолета охранника не было ни одной пули. Спасатели, побывавшие 28 апреля в Саянах, свидетельствуют: официальное сообщение правительства Хакасии о том, что "от удара о землю вертолёт разрушился", мягко говоря, не соответствует действительности.

 

Вертолет «порвали на части» на земле

 

По мнению шушенских спасателей, существовала техническая возможность тросом вытянуть вертолёт к дороге, чтобы сохранить его корпус в том виде, каким он был после аварии, и затем краном погрузить в "КамАЗ". На этом настаивал и представитель прокуратуры Ермаковского района.

 

Разбившийся вертолёт «добили», а точнее говоря, порвали уже на земле. После катастрофы корпус остался целым, от него отделились только хвост и лопасти.

 

За несколько часов сплюснутое, но целое воздушное судно (в пассажирском салоне перед кабиной можно было встать в полный рост) разорвали на полтора десятка частей - крупных и мелких. "Разделку" вертолета продолжили и при погрузке, пытаясь затолкать все в два "КамАЗа".

 

Но там, где много начальников, много и советчиков. В результате вертолёт тянули так, что порвали его на части, даже днище сумели отделить от фюзеляжа.

 

Доска приборов в вертолёте сохранилась неплохо, но что удивило специалистов (и Владимир Малай это подтверждает) - показатель высотомера был отключен. Хотя нельзя исключить того, что он выключился непроизвольно при падении.

 

Не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько это затруднило работу комиссии по расследованию обстоятельств крушения.

 

Как и на любых спасательных работах, когда гибнет высокий начальник, не обошлось без российской дурости.

 

Перед главой МЧС стелили ковры

 

Понятно, что к самим спасработам все это никакого отношения не имело - видимо, кто-то доказывал таким образом свою нужность. Кстати, Шойгу, зашёл в одну из палаток только на несколько минут.

 

После гибели губернатора ждали высоких гостей, в том числе министра по ГО и ЧС Сергея Шойгу. Спасатели поставили две огромные 300-килограммовые палатки (одну из них - для прессы). Таких не ставили даже после землетрясения на Сахалине. Мало того, в них сколотили деревянные настилы, постлали ковровые дорожки... Но палатки на снегу - это ещё не беда. Хуже, когда много начальников и каждый командует на свой лад. В результате уже установленные палатки сдвигали, чтоб было красивее, разворачивали и т.д.

 

Брошенные

 

Спасатели удивились и тому, что их было слишком много, тогда как всех потерпевших уже эвакуировали. С объемом работ на Буйбинском перевале - установкой палаток, погрузкой вертолёта - справились бы шушенские и минусинские спасатели. Но высокие начальники, видимо, перестраховались и держали в Саянах несколько отрядов, оставив без необходимой помощи, случись несчастье, другие регионы.

 

Или другой случай, когда спасатели несли на носилках больного человека. Вертолёт по их вызову прилетел, но пилот не захотел садиться, хотя видимость была отличной.

 

Как говорит Владимир Малай, поразительно, что на открытие бугельного подъемника горнолыжной трассы в Саянах длиной всего метров 300 прибыли два вертолёта. Тогда как в случае ЧП вызвать хотя бы одно воздушное судно удаётся далеко не сразу. Володя вспомнил случай, когда осенью 2000 года пожилой мужчина заблудился в тайге, и вертолёт для его спасения не выделили. Спасатели искали его три недели и нашли уже мёртвым: глубокой осенью в тайге в одиночку не выживешь. С "вертушкой" можно было найти за час-другой - и избежать беды.

 

Как опытный спасатель, Владимир Малай считает: береженного Бог бережет! Кто пренебрегает этой истиной, попадает в беду. Иногда – в смертельную.

 

«Когда мы вынесли человека, он уже не подавал признаков жизни, - рассказывает Владимир. - В случае с Лебедем оказалось: вертолёты могут летать в туман и садиться даже на автотрассу».

 


 

Якутское мчс нарушило закон. В россии появится пожарный аудит. 105 человек погибли на пожарах в перми c начала 2006. Склад с лекарствами сгорел после инспекторской проверки. В лефортовском тоннеле столкнулись пять автомобилей.

 

Главная страница  Новости 

0.017