Главная страница  Новости 

 

Спасатели ненецкого округа готовятся к переменам. Кризисные проверки МЧС

 

При подведении итогов деятельности структур, занимавшихся ликвидацией майской энергетической катастрофы, президентом России были перечислены все отличившиеся с лучшей стороны федеральные и региональные министерства, объединения, технические службы и отдельные организации. Были объявлены благодарности всем, но президент забыл упомянуть самых главных спасателей России — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

В сущности, министерство представляет собой хорошо отлаженный бюрократический механизм, предназначенный, в первую очередь, для собственного существования, с великолепно налаженным пиаровским собственным аппаратом и не берущий ответственность за участие в практической работе по ликвидации глобальных региональных катастроф, аналогичных имевшим место в начале лета энергетической и экологической.

 

Это министерство имеет свои войска, свои спецслужбы и специальные части, свое международное агентство, свою авиацию и флот, свои финансовые интересы. Сегодня МЧС включает в себя: войска гражданской обороны, Академию гражданской обороны, управление собственной безопасности (его бывший руководитель генерал — лейтенант Ганеев, ныне находящийся под следствием), Российский центр подготовки спасателей, Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования, Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, Всероссийский НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Центр управления в кризисных ситуациях, Центр по проведению спасательных операций специального риска Лидер , Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, Государственное унитарное авиационное предприятие, Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях и прочая и прочая.

 

Действия МЧС в условиях действительной, а не учебной катастрофы, реально показали, на что мы можем реально рассчитывать. Но думается, что чем дальше будут удаляться по времени эти две катастрофы, тем больше будет материалов в прессе и на телевидении о героических поступках наших славных спасателей, о которых непосредственно в часы катастрофы почти не говорилось, потому что реальная жизнь четко показала, на что конкретно может рассчитывать каждый член общества в чрезвычайных ситуациях, кто конкретно ликвидирует последствия катастроф и от кого можно ждать получение помощи.

 

Деятельность МЧС в реальной катастрофе оказалась блефом, а жизнь без информационной пиар-кампании показала надуманность этой структуры, оказавшейся ненужной в ситуации, под которую она создавалась.

 

А откуда они могут появиться у МЧС? По большому счету, только Транснефтьпродукт имеет подготовленную и обеспеченную структуру для сбора и утилизации разлитых нефтепродуктов, да и то, только в порту на Балтике. А между тем, эксперты предупреждали, что при повышении температуры воздуха до +20 осевший на дно мазут потечет по Волге и Москве-реке. И в конце июня и в июле появлялись сообщения о появлении в акватории Москва-реки большеразмерных масленых пятен, но, как при этом говорилось, \ источник загрязнения не обнаружен\ .

 

Аналогично можно оценить действия спасателей при ликвидации последствий железнодорожной аварии и экологической катастрофы на Октябрьской железной дороге, в районе деревни Зуево. Диаметрально противоположные доклады: МЧС - о том, что доставлено оборудование, установлены в несколько рядов боновые заграждения, которые собрали весь вытекший мазут и в Волгу ничего не попало; и представителей по надзору за природопользованием, которые в это же время сообщили, что около 70% поверхности реки Вазузы загрязнены, а нефтяные пятна обнаружены в Волге на подходе к Кимскому водозабору. Прокуратура Тверской области возбудила уголовное дело по ст. 247-УК РФ — о загрязнении объектов окружающей среды. Более того, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в области природопользования Олег Митволь сообщает в это же время о национальной экологической катастрофе (может быть, несколько преувеличил), об отсутствии запасов сорбентов для остановки растекания мазута и катастрофической нехватки боновых заграждений.

 

Энергетический кризис показал, что Указ президента № 868 Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подготовлен однобоко, не в интересах общества, а в интересах самого министерства. В сущности, этот указ снимает с МЧС всякую ответственность за практическую работу, поскольку возлагает ответственность на руководителей местной власти. МЧС в ситуации энергетического кризиса показало, что в реальных условиях оно практически не способно выполнить даже те максимально урезанные положения, оставшиеся от прежней службы Гражданской обороны СССР и определенных указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 86 В частности, министерство оказалось неспособным в полном объеме в течение всего времени энергетического коллапса выполнить одну из основных функций МЧС России — информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о возникших чрезвычайных ситуациях . Информация населения шла только по линии независимых информационных агентств, а не от МЧС.

 

Кроме срыва федеральной программы по разминированию большей части Европейской части России от невзорвавшихся боеприпасов, оставшихся после Великой Отечественной войны, МЧС за время своего существования не смогло организовать ни системы оповещения населения страны, ни контроля за системами жизнеобеспечения в бывших бомбоубежищах. Энергетическая и экологическая катастрофы, произошедшие на глазах тысяч людей, ярко продемонстрировали, что МЧС в условиях реальной, а не надуманной учебной катастрофической ситуации, было в большей части стороннем наблюдателем. Практически, Министерство по ЧС оказалось ненужным и не способным полностью осуществить выполнение мер по восстановлению нормальной жизнедеятельности. Обвинения главного спасателя в адрес главы РАО ЕЭС по поводу того, что ему об энергетической катастрофе стало известно только через два часа, не выдерживают никакой критики. Уж если о катастрофе в Москве только через 120 минут становится известно структуре, которая сама должна информировать об этом и власть и население, то что уж говорить об оперативности реагирования на подобные события на Урале или в глухом алтайском углу?

 

Третья параллельная армия России

 

Министерство за 14 лет своего существования не смогло организовать систему предупреждения даже в столице, а также обеспечить готовность убежищ и резервного количества цистерн для питьевой воды. Что уж тогда говорить о стране в целом?

 

Также понятно, что в слабой стране сильные министры имеют фактическую возможность создать собственную армию якобы для спасения населения . Во-первых, это показывает их близость к власти и политический вес в общей системе управления. Во-вторых, это является практическим элементом силового давления для решения экономических проблем — как в интересах государства, так и в интересах своей любимой структуры. В-третьих, это дает возможности получения дополнительных льгот.

 

Общеизвестно, что юристы ответственны перед правом; врачи — перед больными; музыканты — перед публикой; депутаты — перед избирателями; спасатели — перед терпящими бедствие; и только военнослужащие — перед всем обществом (государством). Однако количество в России генералов-спасателей перекрывает весь генеральский корпус США. И Россию, наверное, можно назвать первым претендентом на запись в книге рекордов Гиннеса по числу генералов-спасателей на один квадратный километр территории, или на тысячу жителей страны, или на один конкретный регион.

 

Правда, военизированное министерство по ЧС осталось. Возможно потому, что в 1992–93 годы на армию в целом надежда была слабая, поэтому параллельно, независимо и ненавязчиво в стране формировались ведомственные армии, как какой-то силовой противовес потенциально опасной и слабоуправляемой армии. Во всем мире традиционно носили погоны и форму четыре категории государственных людей: армия, дипломаты, полиция и пограничники (и то не везде). Все остальные категории чиновников исполняли гражданские функции в гражданских пиджаках. Уникальность ситуации заключается в том, что мы единственная страна в мире, где спасатели носят военные мундиры, но от этого уровень защиты населения нисколько не лучше, чем в той же Америке или Италии, где прошли аналогичные энергетические катастрофы. Из ныне имеющих погоны 35 федеральных структур[1], руководители которых носят генеральские погоны, Лондонским международным институтом стратегических исследований (Лондон) учитываются как армейские только войска МО, войска, дислоцирующиеся за границей, миротворческий контингент и военизированные формирования ВВ МВД, ФСБ, ФСО, ФАПСИ и железнодорожные войска. Остальные в качестве воинских формирований не классифицируются.

 

Что касается современности, то известно, что в соответствии с решениями чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21–23 августа 1991 года, Борис Ельцин издал распоряжение о создании Российской Гвардии и одновременно дал согласие на вооружение Российского корпуса спасателей и трансформации его в Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку в тот период у Российской Федерации, кроме милиции, других вооруженных формирований не было. Но уже в преддверие подписания Беловежских соглашений президент затормозил, а затем вообще прекратил шаги по созданию Российской Гвардии, поскольку у России появилась возможность юридически получить свои вооруженные силы.

 

С 1997 года только генеральских должностей в министерстве насчитывается 122, при общей численности МЧС около 370000 человек, и 40000 человек в военизированных частях гражданской обороны. Из этих 122: 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала. Если сравнить эту ситуацию, например, с российской армией, то там на 1010000 военнослужащих приходится около 1200 генералов. Если сравнивать с американской армией, то там на 1 371 000[i] военнослужащих приходится 879 генералов. То есть, на одного генерала МЧС приходится 327 военнослужащих, на одного генерала российской армии — 701, на одного генерала американской армии — 120

 

А между тем, в настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 численность только центрального аппарата МЧС составляет 1215 человек, в том числе, 140 человек противопожарной службы и 250 военнослужащих войск гражданской обороны. На содержание только этого аппарата выделяется 173,464 миллиона рублей!

 

- Противопожарная служба, которая в награду за поддержку Единой России была присоединена к МЧС в 2002 году, видимо, это дало право министру на воинское звание генерала армии.

 

Этим же указом численность территориальных органов определена в 26900 человек. Приказом министра № 458 от 1 октября 2004 года утверждены Положения о территориальных органах МЧС. В Центральном региональном центре — 17 главных управлений. Кроме них, в систему МЧС входят:

 

Кроме того, были рассмотрены возможности укрепления материально технической базы подразделений спасателей. В первую очередь визит представителя МЧС России в Нарьян-Мар связан с реализацией на территории НАО административной реформы, согласно которой округ был поделен на новые муниципальные образования – Заполярный район и городской округ. Поскольку теперь в состав района входят сразу 19 сельских поселений, налаживание взаимодействия между структурами, отвечающими за безопасность людей, потребует повышенного внимания.

 

Игорь НОРКО, и.о. первого зам главы администрации НАО и Виктор ЦЫБАНЬ, старший офицер департамента территориальной политики МЧС России, а также руководители федеральной и окружной структур ГО и ЧС в НАО обсудили ряд задач по обеспечению защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

 

На самом деле, по мнению Игоря Норко, экономя на малом, но необходимом, мы зачастую тратим гораздо больше. Для примера: госинспекция маломерных судов (ГИМС) – это двенадцать человек, техники, по сути, нет, а в округе - свыше 5000 катеров. Имей они возможность держать ситуацию под полным контролем, проверяя техническое состояние лодок и моторов, не приходилось бы отправлять для спасения одного человека борт. А час полета вертолета – 40 тысяч, да и не всегда они успевают…

 

-- Прежде всего, вся законодательная база была приведена в соответствие с законом о самоуправлении, внесены изменения в уставы муниципальных образований, - подчеркнул Игорь Норко. - Одновременно с этим нам надо оценить свои возможности по обеспечению управления ГО и ЧС округа новой техникой, современной связью, приличным помещением, наконец. Поэтому мы планируем строительство пожарно-спасательного центра. Создается резерв материальных ресурсов: так, спецоборудование - тепловые пушки, аварийные источники энергии - может быть задействовано при ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении спасательных операций.

 


 

Новосибирские школы в 2007г. будут соответствовать всем требованиям безопасности - первый вице-губернатор. В мордовии определится лучший пожарный гарнизон. Шойгу не пустит катрину в россию. Украина. жвания руками и ногами держится за свое кресло. Мчс занялось разработкой паспортов безопасности для регионов.

 

Главная страница  Новости 

0.019